Интересную и познавательную экскурсию подготовили и провели для ребят старшей группы «Капельки» сотрудники Музея декабристов.
Музей декабристов является отделом Забайкальского краевого краеведческого музея имени А. К. Кузнецова. Музей открыт в 1985 году в деревянном здании бывшей Старо-Читинской Михайло-Архангельской церкви. Экспонируется более 870 предметов. Работают экспозиции: «Предпосылки возникновения создания тайных обществ», «Восстание в Петербурге», «Восстание Черниговского полка», «Следствие, суд, приговор», «Путь в Сибирь», «Декабристы на каторге», «Декабристы на поселении в Забайкальской области», «Жены декабристов в Сибири», «Декабристы после амнистии», «История Церкви декабристов».
Ребята побывали на культурной практике «В старину учили в школе…». Экскурсовод Носова Любовь Ивановна рассказала об особенностях обучения и образования в России 200 лет назад. О том, что начало XIX века охарактеризовалось либеральными начинаниями в области просвещения. Вводилась новая система народного образования и управления учебными заведениями. В основу системы были положены три принципа: бесплатность, бессословность; преемственность учебных заведений. Система народного образования включала в себя: приходские училища—1 год обучения; уездные училища—2 года; гимназии в губерниях—4 года; университеты.[1]
Главное внимание общества в этот период привлечено к народной школе, которой, в империи, можно сказать, и не было. Приходские училища, которые нужно было содержать самим крестьянам и помещикам, развивались очень слабо. Деревенских жителей по-прежнему учили грамоте дьячки, богомолки и подобные люди. Отмена крепостного права вызвала необходимость школы для всех слоев населения. Стала очевидной несправедливость сословной политики в области образования, ограничений в области женского образования. Выявилась недостаточность среднего образования, основанного на классицизме. В это время стала остро осознаваться необходимость развития отечественной педагогической науки, возникла потребность в педагогической периодике, новых учебных книгах, разработке новых методик обучения. подготовка учителей для разного типа школ, создание самих школ—всё это были насущные проблемы середины XIX века.
После экскурсии ребятам было предложено попробовать писать гусиными перьями и чернилами, что оказалось достаточно сложно. Так же ребята поиграли в традиционную народную игру «Бирюльки». Смысл игры состоит в том, чтобы из кучки таких игрушек вытащить пальцами или специальным крючком одну игрушку за другой, не затронув и не рассыпав остальных. Чтобы бирюльки было удобно зацеплять, их изготавливают в форме предметов, имеющих ушки либо отверстия — чашек, чайников и т. д.
[1] Косторных Ю. А. Российская школа конца XIX века в контексте европейского образования [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3140/ (дата обращения: 17.03.2019).