Результаты адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада 2023-2024 учебного года
Педагогом – психологом осуществляется сопровождающая работа в период адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада. Задачей данной работы являлось научить ребенка и взрослого правильно использовать методы социальной адаптации в условиях нестабильного окружения; выбирать способы психологической защиты в зависимости от обстоятельств жизни; менять поведение с учетом требований той социальной группы, в которой ребенок находится.
Эта работа включает в себя следующие направления:
- Наблюдение за поведением вновь поступивших детей, их эмоциональными проявлениями в течение дня.
- Сбор данных об особенностях развития ребенка (анкетирование родителей).
- Разработка рекомендации по взаимодействию воспитателя с детьми в адаптационный период.
- Ознакомление воспитателей с некоторыми показателями проявления ситуативного дискомфорта ребенка и вариантами его поведения в период адаптации. Таким образом, воспитатель в каждом конкретном случае выделяет для себя индивидуальные особенности ребенка, выбирает ту форму общения с ним, которая наиболее адекватна типу поведения и той потребности, которая оказывается неудовлетворенной в каждом конкретном случае.
- Консультация для родителей с целью сформировать у них представления о периоде адаптации ребенка раннего возраста и связанных с ним проблем.
В результате проведенной работы можно сделать следующее заключение. Основными показателями успешной адаптации подавляющего большинства детей раннего возраста к условиям детского сада явилось положительное отношение детей к осуществлению режимных моментов; бодрое настроение; быстрая отвлекаемость и переключаемость на другие виды деятельности после расставания с родными; нормализация сна, аппетита; отсутствие признаков невротических реакций; поддерживания общения ребенка со взрослыми. У двух человек выявлена адаптация средней тяжести. Это выражалось в следующем - эмоциональное состояние ребенка нестабильно: новый раздражитель влечет возврат к отрицательным эмоциональным реакциям. Однако при эмоциональной поддержке взрослого ребенок проявлял познавательную и поведенческую активность, легче адаптировался к новой ситуации. У трех человек адаптация тяжелой степени. В этот период ребёнок либо переносит повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями, либо проявляет стойкие нарушения поведения. Ребёнок плохо засыпает, сон короткий. Аппетит снижается, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, бесконтрольный стул. Реакции ребёнка, направлены на выход из ситуации: это либо активное эмоциональное состояние (плачь, негодующий крик, агрессивно– разрушительные реакции, двигательный протест). Либо активность отсутствует при выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напряжённость). Отношение к детям: избегает, сторонится или проявляет агрессию. Отказывается от участия в деятельности. Может иметь место задержка речевого развития.
В процентном соотношении это выглядит следующим образом из 30 вновь прибывших детей:
85.8% - дети с легкой степенью адаптации;
5.8 % - дети со средней степенью адаптации;
8.4% - дети с тяжелой степенью адаптации.
Педагог-психолог Захарченко Э.В